«Представьте, что все наши фабрики и заводы уничтожены. Предположим, их взорвут террористы. Что мы будем делать? Мы пойдем в банки. У нас есть брэнд «Coca-Cola», и нам дадут столько денег, сколько нужно. Мы построим фабрики и заводы, и через три месяца будем производить тот же самый продукт".
(Из выступления одного из руководителей Coca-Cola на совете директоров)

Личный брэнд: искусство выживания в условиях новой экономики
Coca-Cola, Ariel, Toyota…

Сегодня уже практически невозможно встретить человека, который бы не слышал эти имена.

Coca-Cola – это то, что утоляет жажду.
Ariel – это то, что отстирывает любые пятна на белье.
Toyota – самые надежные машины в мире.

Intel, Microsoft, McDonalds, Sony, Nivea, Kodak, Gillette, Marlboro… список можно продолжать. Большие компании, большие брэнды.

Мы живем в невероятном мире. В мире, где ведутся настоящие маркетинговые войны. Войны, где победа над конкурентом давно уже не определяется одним лишь качеством и ценой. Компании гиганты ежегодно тратят сотни миллиардов долларов в битве за сознание потребителей. Идет война брэндов.

Термин "брэнд" прочно вошел в лексикон русскоговорящего человека в последние годы. Вместе с тем, далеко не все имеют представление о том, что же это за "зверь" такой – брэнд.

Анализируя информацию о брэндах в Интернете, я не смог обнаружить единого, общепринятого определение брэнда. Тем не менее, для того, чтобы мои рассуждения имели более прочную основу, приведу несколько, на мой взгляд, наиболее емких и точных определений понятия "брэнд".

"Брэнд - это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Брэнд так же является сочетанием впечатления, который он производит на потребителей и результатом их опыта в использовании брэнда". (Дэвид Огилви)

"Брэнд - это образ товара или услуги в индивидуальном сознании, определяющий покупательский выбор в конкретной товарной категории и ценовой группе". (Игорь Крылов, доктор социологических наук, профессор Академии народного хозяйства)

И, наконец, самое короткое определение брэнда состоящее всего из 5-ти слов:

"Набор восприятий в воображении потребителя" (Поль Фелдвик).

Другими словами, брэнд, с точки зрения потребителя – это тот миф о товарах или услугах, конкретной торговой марки, который мы "покупаем" для себя. Брэнд несет в себе неосязаемые ценности, которые мы приобретаем вместе с товаром. Эти ценности являются определяющими при выборе тех или иных товаров среди обилия аналогичных (по цене и качеству) предложений конкурентов.

Создание брэнда с точки зрения компаний – это создание мифа о своих продуктах и услугах и планомерное внедрение в сознание целевых покупателей этого мифа.

Каждый день до нас доносятся отголоски маркетинговых войн между брэндами с экранов телевизора, с динамиков радио, со страниц журналов и газет, рекламных щитов… Парадоксально, но в сегодняшнем мире стоимость брэнда (нематериального актива) может значительно превосходить стоимость всех материальных активов компании. Судите сами, по данным на июль 2003 года суммарная стоимость самых дорогих брэндов мира составляет почти 190 миллиардов долларов (!):

1. Coca-Cola – $70 млрд.
2. Microsoft - $65 млрд.
3. IBM - $51 млрд.

Эти данные приведены на основании рейтинга, ежегодно публикуемых "BusinessWeek" и компанией "Interbrand". Всего по данным этого рейтинга 100 самых дорогих брэндов мира суммарно стоят почти 1 трлн. долларов ($973,98 млрд.)!

Впечатляющие цифры, не правда ли?

Ну и что, скажете вы. А что ценного для себя, я могу извлечь из этой информации? Где здесь моя выгода?

Не спешите перелистывать страницу. Очень скоро я вам сообщу очень важную информацию, имеющую непосредственное отношение к вам. Но сначала небольшое отступление.

Еще недавно, каких-то 10 лет назад, мы жили совершенно в другом мире. В мире, где одним из составляющих жизненного успеха было понятие "стабильность". Мы могли рассчитывать на получение хорошего образования, устройство на работу, где у нас всегда была возможность неторопливой карьеры и стабильного повышения заработной платы в течение всего трудового стажа в 40 лет. У нас были гарантии, льготы, привилегии, и… долгожданная пенсия. Так жили наши родители, так жили и верили в такую жизнь многие из читающих эти строки.

Но наступило новое тысячелетие. Тысячелетие невероятных, стремительных перемен. Внезапно мы обнаруживаем, что все то, что еще недавно нам казалось незыблемым и стабильным, сегодня уже не существует. Образование уже не гарантирует получение высокооплачиваемой работы. Да и работа на одном предприятии в течение всей жизни – это уже, скорее, из области мифов, чем реальности: сегодня ты нужен, а завтра, в любой момент, тебя могут сократить.

Да, мир изменился и продолжает стремительно меняться. Вчерашние ценности сегодня уже не существуют. На их место приходят новые. И ключевым качеством современного человека является способность к изменениям. Способность быстро меняться и приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру. А можно ли сегодня рассчитывать на стабильность? Уверен, что нет. Во всяком случае, в "старом" понимании значения этого слова.

С каждым днем конкуренция в бизнесе становится все сильнее и плотнее. Как на уровне больших корпораций, так и на уровне отдельных людей. Причем, не имеет значения, чем Вы занимаетесь. Вы можете быть частным предпринимателем, можете работать в сфере услуг, можете быть специалистом, работающим по найму. Всюду вас окружают конкуренты.

Сегодня большие компании побеждают за счет создания больших брэндов. Компании борются за сознание своих потребителей.